МОУ Детский сад № 66 посещает 1 ребенок - инвалид, а также функционируют 2 группы компенсирующей (логопедические) направленности для детей с ОНР (III) степени.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее –СанПиН 1.2.368521"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; СП 2.4.364820. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Поэтому функциональная задача нашей образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную среду». Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
В нашем учреждении созданы следующие условия для детей с ОВЗ и инвалидов:
- педагогические работники прошли обучение по дополнительным образовательным программам по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ФГОСДО) (список прилагается);
- вход в здание отмечен желтой полосой;
- вход в санитарно-гигиеническое помещение обозначен специальным знаком;
- специально оборудовано санитарно-гигиеническое помещение;
- кнопка вызова работника организации;
- лестницы при входе и между этажами обозначены желтой полосой;
-лестница с ограничениями для МНГ (нарушение зрения);
- перед входной вдерью в организацию размещена табличка с Брайлевским шрифтом названия организации
- на официальном сайте имеется функция для слабовидящих людей
- для посетителей с ОВЗ имеется кресло-коляска
- В МОУ Детском саду № 66 в целях создания условий для организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется услуга тьютера Квартиной Натальи Владимировны, (курсы повышения квалификации "Технологическая школа тьютерства в инклюзивном образовании" ООО "Стандартные безопасные технологии", 2023г)
- в МОУ Детском саду № 66 инвалидам по слуху представляется услуга сурдопереводчика, заключен договор со Смотровой Оксаной Александровной, (образование- ГОУ ВПО "ВГПУ", квалификация "Учитель-сурдопедагог" по специальности "Сурдопедагогика", 2006г.)
- в МОУ Детском саду № 66 предоставляется имеется педагог - дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии . Ответственный - старший воспитатель Григорян Лариса Юрьевна (образование ФГБОУ ВПО ВСПУ, квалификация педагог - дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" 2011г).
Содержание направлений работы ДОУ с родителями детей с ОВЗ в рамках ФГОС
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, имеющими детей с ОВЗ — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Практика работы с семьями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями:
-Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
-Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.
Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Мы вырабатываем совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используем коллективные и индивидуальные формы деятельности. Считаем целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Оборудование территории , прилегающей к образовательной организации, и помещений с учетом доступности для инвалидов
-
Анкета к паспорту ОСИ ДС 66 (1,9 МБ)
-
Конвенция о правах детей инвалидов (441 КБ)
-
Конвенция о правах ребенка. (140 КБ)
-
Мнемосхема 1-го этажа (90 КБ)
-
Мнемосхема 2-го этажа. (71 КБ)
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
Для индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции речи для детей с (ОНР 3 степени) в МОУ Детском саду № 66
- создан кабинет учителя - логопеда
- создан кабинет педагога - психолога
Для индивидуальной помощи детям и психологической разгрузки, а также консультирования и помощи родителям, есть специально оборудованный кабинет. Здесь можно всё! Искать, шутить, прощать, дружить, выдумывать, играть, фантазировать, грустить, думать, любить, мечтать, ошибаться, сомневаться и снова искать!
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые комнаты (для детей с ОВЗ)
Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально-результативной организации образовательного процесса.
В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены магнитными досками, детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую комнату, раздаточную и туалетную комнату. Созданная с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника.
В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена ролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и экологического воспитания.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В каждой возрастной группе есть:
• «Экологический центр» с различными видами растений, собраны коллекции и гербарии. Имеющийся в ДОУ материал и правильная его организация способствует, таким образом, формированию у детей бережного и уважительного отношения к живой природе и удовлетворению интереса детей к «братьям нашим меньшим».
• Дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей; Разные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, игр — драматизаций, атрибуты для режиссерских игр.
• Аудиотеки, которые помогают созданию музыкальной эмоционально-насыщенной среды на занятиях и в свободной деятельности детей. Оборудованы центры музыкального развития детей, содержащие музыкально- дидактические игры и пособия, детские музыкальные игры, разнообразные атрибуты; Приемные имеют информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.
• Предметно-развивающая среда в групповых помещениях, обеспечивает реализацию основной образовательной программы МОУ, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно – речевому и художественно-эстетическому, а так же совместную деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Образовательная среда детского сада свободная, комфортная, доброжелательная, многообразная, развивающая, воспитывающая, располагающая к общению. Обеспечивает познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
В группах созданы центры активности по всем направлениям деятельности детей, оборудованы АРМ воспитателей: в каждой группе имеется ноутбук.
Совмещенный музыкально- спортивный зал
Для выполнения задач по художественно-эстетическому циклу имеется красиво оформленный музыкальный зал. Здесь проходят все утренники и торжественные вечера. Дети с интересом приходят на музыкальных занятия.
Размещение оборудования отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, принципам психологического комфорта, позволяет свободно перемещаться в пространстве.
Оснащение музыкального зала:
• Проектор с экраном
• Музыкальный центр
• Акустическая система
• Проводные микрофоны
• Ноутбук
• Флеш-накопитель с музыкальными произведениями
• Фортепиано
• Разнообразные музыкальные инструменты для детей
• Музыкальный центр
• Флеш-накопитель с музыкальными произведениями
• Мат «творчество» цветной
• Модуль тунель
• Модульный набор «Городок»
• Мячи в ассортименте
• Обручи в ассортименте
• Скакалки в ассортименте
• Лента гимнастическая
• Различные виды театров
• Детские костюмы
• Детские стулья
Кабинеты учителей- логопедов, кабинет педагога - психолога, также предназначены для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения библиотеки нет. Фонд методической литературы составляет 257 экземпляров и находится методическом кабинете, а также у воспитателей в группах, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, учителя- логопеда, педагога- психолога.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для занятий спортом приспособленные в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья предназначены:
- спортивная площадка 175 кв.м.
- спортивно- музыкальный зал 58,6 кв.м.
В спортивном зале имеется все необходимое оборудование: гимнастические скамейки, спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование. которое постоянно пополняется. Данные объекты доступны для организации образовательной игровой дятельности в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Детский сад оснащён средствами обучения и воспитания в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьядля для реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (игрушками, материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья и учёта особенностей и коррекции недостатков развития.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На сайте Детского сада в разделе "Доступная среда" вы найдете информацию о реализации программы "Доступная среда" в МОУ Детском саду № 66.
Обеспечение в образовательной организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовтаельные услуги наравне с другими
- Наличие специально-оборудованных санитарно-гигиенических помещений
- Дублирование надписей, знаков и иной графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля
- Сайт детского сада имеет версию для слабовидящих по ГОСТ Р 52872-2012. В версии реализованы различные варианты оформления по цветовым схемам и размерам шрифтов
- Расширенные дверные проемы
- Кнопка вызова персонала
-
Ступеньки к зданию и внутри здания, входные двери оснащены цветовыми полосками и кругами.
-
Табличка с наименованием учреждения на языке Брайля
-
Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями
-
Стоянка для автотранспортных средств инвалидов
-
На калитке расположен звонок для вызова персонала
-
Лестницы оборудованы поручнями, разноуровневыми перилами
"Доступная среда" в Волгограде - https://favore.ru/dostupnaya-sreda-v-volgograde
-
расширенный дверной проем (318 КБ)
-
кнопка вызова персонала (29 КБ)
Специальные условия питания
- Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не осуществляется.
- Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется по тем же принципам и меню, которое рассчитывается для детей, не имеющих ограничения по здоровью. Питание детей инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в обеденной зоне групповой комнаты.
- Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно–приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:
- Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
- Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).
- Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.
- Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
- Организация питания воспитанников в детском саду возлагается на администрацию МОУ Детского сада № 66. Дети получают 5-ти разовое питание–завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, 2 ужин (для детей с круглосуточным пребыванием). В рацион второго завтрака входят фрукты, соки. Рационально составленное цикличное меню -это подбор блюд суточного рациона, который удовлетворяет потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, необходимых для нормального роста, обеспечивающие физиологическую потребность детей в необходимых веществах.
Cпециальные условия охраны здоровья
Для решения проблем по профилактике и устранению речевых нарушений работает учитель-логопед, с целью создания условий для сохранения психофизиологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка- педагог-психолог.
Цель работы специалистов и воспитателей: оказание помощи детям с целью сохранения здоровья, коррекция нарушений развития познавательных процессов и речи. Основными методами работы являются: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми; индивидуальные и групповые консультации родителей и педагогов, тренинги.
Медицинское обеспечение детей в детском саду обеспечивают органы здравоохранения. Услуги по оказанию доврачебной медицинской помощи (медицинский осмотр, профилактические прививки, противоэпидемические мероприятия при возникновении паразитарных и инфекционных заболеваний) воспитанников оказываются врачами Детской поликлиники №16 г. Волгограда, по договору. Учреждение оборудовано медицинским блоком: приемная, медицинский кабинет, изолятор, туалет. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
-проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
-осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
-осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей,
-проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
-Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (1 января 2021 года Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 27 октября 2020 г. №32 в силу вступил СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20 разрабатывается: режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна. составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для воспитанников
имеются:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук
На сайте ДОО размещены ссылки на интернет-ресурсы по педагогов, детей и родителей
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
• 2 компьютера,
• 1 ноутбук,
• 1 сканер,
• 2 мультимедийных проектора,
• 3 принтера,
• 2 музыкальных центра.
Обеспечен устойчивый выход в Интернет с 2-х компьютеров и 1 ноутбука, Wi-Fi. Скорость Интернета - 1 МБ/сек.
В 2022—2023 учебном году в МОУ Детском саду № 66 отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования, соответственно они не предусмотрены.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития/интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ- отсутствуют, т.к. не предусмотрено законодательством.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МОУ Детском саду № 66 - отсутствуют, т.к. не предусмотрено законодательством.